Автоспорт

У Гагарина был топовый французский спорткар, которого он стеснялся. Золотая эпоха «Матры»

19
Новости спорта

У Гагарина был топовый французский спорткар, которого он стеснялся. Золотая эпоха «Матры»

Как астронавт №1 в один момент стал послом западного бренда, который скоро захватит и Формулу-1, и «24 часа Ле-Мана».

Прошедший намедни Денек астронавтики — пригодный повод вспомянуть про необыкновенный кар первого человека в мироздании и про марку, которая сиим каром его снабдила. Юрий Гагарин обладал необыкновенной для Русского Союза Matra Bonnet Djet V с 1965 года и до самой погибели в 1968-м.

Любовь с первого взора в Ле-Бурже

Компания «Матра» была базирована в 1945 году, но по-настоящему прославилась в 60-х с приходом новейшего генерального директора — Жан-Лючка Лагардера. «Матра» стала активным игроком на авто рынке, когда в 1964 году заполучила авто компанию «Рене Бонне» и на её базе начала выпускать спортивные и гоночные машинки.

Одним из первых спортивных автомобилей «Матры» стал Matra Bonnet Djet V — как видно из наименования, машинка была разработана ещё под началом государя Бонне. Но не стоит мыслить, что «Матра» просто переименовала уже имеющийся кар: в систему был внесён ряд конфигураций, в особенности это касалось задней части машинки.

Обновлённая техника была представлена на Парижском автомобильном салоне 1965 года. Выставили её и на авиасалоне в Ля-Бурже, который посетил Гагарин. Юрий Алексеевич навечно задержался около настолько необыкновенной для русского гражданина машинки, изучал «Матру» и, как молвят, даже проехался на ней по одной из рулёжных дорожек.

Представители компании стремительно сообразили: недозволено упускать таковой шанс создать первого астронавта фактическим послом бренда. И уже через месяц кар выслали Гагарину в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) через русское посольство.

Правда, астронавт №1 не очень нередко воспользовался настолько запавшей ему в душу машинкой, выбирая старую-добрую «Волгу». Это объяснимо: открыто предпочитать «подарок капиталистов» российскей продукции было бы политически некомпитентно (молвят, в ЦК КПСС сомневались, не напрасно ли Гагарин совершенно принял таковой шикарный презент). Ну и в плане практичности к «Матре» были вопросцы: на дачу с семьёй на купе особо не поездишь.

В тему:  Гран-при в честь казино и ещё 10 странных и нелепых названий этапов Формулы-1

Тем не наименее про подарок Гагарин не забывал — считается, что крайний раз за руль французской машинки он сел сначала марта 1968 года, другими словами наименее чем в месяц до смерти. Опосля погибели Юрия Алексеевича Matra Bonnet Djet V ещё длительно принадлежала его вдове и стояла кое-где в Звёздном городе. Лишь в 1990-х кар купил литовский собиратель из Каунаса.

У Гагарина был топовый французский спорткар, которого он стеснялся. Золотая эпоха «Матры»

Фото: РИА Анонсы

«Матра» и автоспорт

Гагарин ушёл из жизни за год до звучного фуррора «Матры» в автоспорте. Как раз в 1968-м «Матра» соединила усилия в Формуле-1 с личной командой Кена Тиррелла. За рулём болида Matra MS10 Джеки Стюарт одержал три победы в сезоне-1968 и добавил к ним ещё одну на старте 1969-го. Потом, пересев за руль MS80, шотландец в доминирующем стиле брал своё 1-ое чемпионское звание, ну а «Матра» захватила Кубок конструкторов.

Чудилось, что союзу французов с Тирреллом и Стюартом уготовано длительное и успешное совместное будущее, но в дело вмешалась политика. Не многим во Франции нравилось, что на французскую машинку установлен «чужой» мотор Ford DFV.

У Гагарина был топовый французский спорткар, которого он стеснялся. Золотая эпоха «Матры»

Фото: Central Press/Getty Images

От управления «Матры» востребовали, чтоб далее использовались лишь собственные 12-цилиндровые моторы. Тиррелл и Стюарт рассудили, что с этими движками за титул не побороться — и были правы. Если собственная команда Тиррелла ещё два раза привела Джеки к званию чемпиона мира в 1971 и 1973 годах, то стопроцентно французская «Матра» за три следующих сезона не одержала ни одной победы, опосля чего же покинула чемпионат мира.

Но не стоит мыслить, что на этом автоспортивная история «Матры» подошла к концу — никак! Аккурат в 1972-м французы впервой выиграли знаменитые «24 часа Ле-Мана». Орудием победы стала Matra-Simca MS670 под управлением Анри Пескароло и Грэма Хилла. А ещё один экипаж Франсуа Севера и Хоудена Генли стал вторым.

В тему:  Гонки «Формулы Е» могут пройти в Сочи и Санкт-Петербурге

У Гагарина был топовый французский спорткар, которого он стеснялся. Золотая эпоха «Матры»

Фото: matra.com

Год спустя новенькая победа. За рулём обновлённой Matra-Simca MS670B вновь выиграл Пескароло, чьим напарником на этот раз стал Жерар Лярусс. Жан-Пьер Жабуй и его тёзка Жоссо финишировали третьими. В конце концов, в 1974-м «Матра» оформила в Ле-Мане победный хет-трик. 2-ой год попорядку победу одержал экипаж Пескароло/Лярусс, а Жабуй снова стал третьим — на этот раз в партнёрстве с Франсуа Миго. 2-ой год попорядку «Матра» стала фаворитом мира в чемпионате спортивных автомобилей, но опосля этого французы решили, что достигнули всех собственных целей и идеальнее всего покинуть автоспорт непобеждёнными.

«Наследие» «Матры» досталось Ги Лижье, и с 1976 года в Формуле-1 начала выступать его команда, причём 1-ые три сезона — с моторами «Матры». Обновлённые движки «Матры» также использовались в 1981-1982 годах, причём в сезоне-81 Жак Лаффит за рулём JS17 с движком Matra MS81 до самого крайнего Гран-при претендовал на титул. Но в 1982-м сделалось совсем ясно, что будущее Ф-1 — за турбодвигателями, а не «атмосферниками». И бренд «Матры» совсем пропал из автоспорта. В целом же авто подразделение «Матры» с переменным фуррором было до начала 2000-х и было закрыто опосля провала совместного проекта с «Рено» — монструозного купе-минивэна Renault Avantime.

Новости спорта

Добавить комментарий

Нажимая кнопку "Комментировать", Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.