Автоспорт

На месте «Острова мечты» должны были построить трассу Ф-1. Всё испортили советники Лужкова

21
Новости спорта

На месте «Острова мечты» должны были построить трассу Ф-1. Всё испортили советники Лужкова

Сделку отменили, когда на её подписание уже пришли журналисты. Глуповатая и грустная история.

Для русских болельщиков Формулы-1 Нагатинский полуостров — это не новейший парк развлечений «Полуостров мечты», наземная станция метро «Технопарк», мемуары о былом величии «ЗИЛа» либо что-то ещё. Это история 1-го из основных проектов в истории русского автоспорта, с помощью которого современная трасса уровня Формулы-1 могла показаться в черте городка всего-то в восьми километрах от Кремля. Сделка была весьма близка — в Москву прилетел , а на праздничное подписание договора пригласили даже журналистов. Вспомним, как всё начиналось и почему завершилось тихим скандалом.

Самолёты и газ против Формулы-1

Дискуссии о проведении в Рф шага Формулы-1 прогуливались повсевременно — изменялись городка, проекты, вероятные устроители… В конце концов в летнюю пору 1999 года дело приняло серьёзный оборот: правительство Москвы официально отдало старт проекту строительства автодрома Формулы-1 и гольф-поля в Молжаниновском районе рядом с Шереметьево. Правда, проект был не без сложностей: необходимо было перенести магистральный газопровод и переселить несколько деревень (крайнее, правда, планировалось в любом случае), а самое основное, было неясно, не помешают ли гонкам заходящие на высадку в аэропорт самолёты, ведь над автодромом должен дежурить вертолёт.

В которой-то момент возникла кандидатура в виде проекта в Нагатинской пойме — на местности полузаброшенного Парка имени 60-летия Октября. Основной минус поймы — ограниченное место. Расположить автодром со всей инфраструктурой было нужно на местности всего в 80 гектаров — если не принимать в расчёт варианты с тоннелями либо мостами, соединяющими восточную часть поймы с западной и таковым образом дающими ещё 60-70 гектаров. Плюс можно было мало прирастить местность при помощи насыпного грунта, хотя это было соединено с доп серьёзными растратами. В плане транспорта вариант с Нагатино имел как мощный плюс (уже тогда планировалась наземная станция метро на Замоскворецкой полосы), так и минус (проспект Андропова славился пробками, Третье транспортное в конце 90-х лишь начинали строить, а про МЦК никто и тогда не задумывался).

Проекты трассы

Так либо по другому, в некий момент нагатинский проект стал приоритетным — сказалась близость к центру, а проектировщики в лице всесущего Германа Тильке заверили, что впишут автодром и в ограниченное место, хотя вначале германец намекал, что вариант с Молжаниново куда лучше. Кроме остального Тильке отмечал, что многоэтажки с обратной стороны Москвы-реки — так для себя фон для телекартинки.

В тему:  Самые интересные рекорды Формулы-1, которые могут пасть в 2020-м

В осеннюю пору 2000 года от слов перебежали к делу: правительство подписало договор на стройку с компанией TWR Group, которую возглавлял шеф «Эрроуза» Том Уокиншоу. Ну а со стороны Москвы управление проектом производил глава Комитета по туризму Григорий Антюфеев, который обожал созодать смелые и время от времени странноватые заявления. К примеру, в одном из интервью заявил, что в адресок телеканала РТР типо пришло два миллиона (!) писем на фоне слухов о прекращении трансляций Формулы-1.

На месте «Острова мечты» должны были построить трассу Ф-1. Всё испортили советники Лужкова

1-ый проект автодрома в Нагатино

1-ая конфигурация трассы не очень впечатляла: только одна ровная, в конце которой виделось единственное вероятное пространство для обгона. Но из-за конфигурации крайнего поворота и недлинной прямой шансы на атаки наверное стремились бы к нулю. Тяжело предъявить претензии Тильке: в настолько стеснённых критериях нереально придумать трассу-конфетку.

Сам Антюфеев проект защищал: дескать, 3600 метров — это нормально, ибо по нормативам ФИА трасса Ф-1 должны быть не наименее 3500 метров. Плюс не исключалось, что с течением времени трассу расширят за счёт западной части поймы. Что все-таки до обгонов, то бюрократ обещал сходу три места для атаки, отмечая, что это уникальность для глобальных трасс. Что ж, сможете сами погадать, где могли бы происходить обгоны.

На месте «Острова мечты» должны были построить трассу Ф-1. Всё испортили советники Лужкова

Чуток позднее возникла обновлённая конфигурация — уже без вписанного овала, зато увлекательнее. Вот здесь уже вправду можно было поверить в увлекательную борьбу на крайнем секторе, ну и в целом трасса смотрелась увлекательнее. Плюс на местности поймы предусмотрели гостиницы (помечено цифрой 3), кинозал (1), офисные строения (9), конференц-зал (8) и другую инфраструктуру, что дозволяло бы автодрому не дохнуть меж гонками.

Гарь и выхлопы

Процесс пошёл. Экклстоун пару раз встречался с представителями столичного проекта, и кульминация обязана была наступить в марте 2002 года: Берни прибыл в Москву для подписания договора на проведение Гран-при Рф начиная с 2003 года. Журналистов пригласили на официальную церемонию, но что-то пошло не так: свои автографы под соглашением Экклстоун и Юрий Лужков так и не поставили.

Прессу попробовали успокоить: дескать, просто не успели обговорить детали договора, потому условились отложить подписание соглашения. Или очень поздно перевели контракт на российский, или в крайний момент появились трудности по части экологии… Антюфеев заверял, что ничего ужасного не случилось, но и через месяц никакой контракт подписан не был.

В тему:  NASCAR: Денни Хэмлин побеждает в гонке Дайтона-500

Спустя много лет Лужков поделился собственной версией произошедшего. «Предложение Берни было кабальным. Кабальным для Москвы, — говорил Лужков в интервью Валерии Беловой для книжки «История автоспорта в Рф: FORMULA 1». — Реклама на машинках, билеты, реклама снутри трассы, стартовые взносы, плата за время показа на ТВ (Телевидение (греч. — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) — комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние) — вот это всё, что могло давать возврат потраченных на стройку и компанию соревнования средств, в предложениях Экклстоуна было отнесено к его поступлениям.

Я прямо произнес: «Государь Экклстоун, вы предлагаете нам сделать условия для Формулы-1, но нам как результирующее от Формулы-1 вы оставляете лишь гарь и выхлопы…» А он гласит: «Ну, это нормально. Это практика всего мира». Я ему не поверил. Мои люди стали выяснять, и, естественно, мы узрели, что соотношение по выгодности в продвинутых странах было совсем другим. А для Москвы он почему-либо выдвинул такие условия, считая, что мы — это необразованное племя в какой-либо сердцевине африканского материка. Я произнес: «Извините, условия нас не устраивают. Проект закрыт. Точка».

Слова Лужкова понятны, но изумительны: выходит, прямо до момента подписания контракта никто не растолковал мэру Москвы, что все Гран-при мира, не считая Монако, буквально так же получают от Формулы-1 «лишь гарь и выхлопы», а зарабатывают благодаря туристам и налогам от местного бизнеса.

«Уверен, что лично государь Лужков на 100 процентов поддерживал проект проведения Гран-при Рф и строительства соответственного автодрома, — со собственной стороны гласил в интервью журнальчику «Формула» Экклстоун. — Такую же поддержку я повстречал и со стороны министра спорта. Потому не думаю, что неувязка вначале была в русской стороне. Она была в мистере Уокиншоу: конкретно он взялся обеспечить совершение сделки в целом, но в чём-то просчитался, чего-то не учёл, в том числе, может быть, и ошибочно настроил собственных русских партнёров. Он-то всех и запутал. Том оказался неспособен выполнить то, что обещал. И мы не можем винить кого-то в столичном правительстве.

В тему:  Автоконцерны призвали выровнять условия господдержки

С иной стороны, да, полагаю, что проект не был представлен ответственными за это лицами правительству Москвы подабающим образом. Было надо учитывать, что, как я гласил с самого начала, проект Гран-при Рф не принесёт никаких прямых доходов. Лишь прямые расходы, и немалые. Но при всем этом косвенные доходы могут быть большими, и в целом для страны будет весьма значимая выгода и полезность — за счёт огромного притока туристов, тратящих большие средства, как и во всех странах, где проводятся Гран-при. Да, это не «резвые средства», к которым, может быть, привыкли в Рф.

И ещё принципиальный нюанс: задачи появляются тогда, когда имеешь дело с людьми, не являющимися энтузиастами в данной области. Думаю также, принципная ошибка русской стороны заключается в ожидании того, что некоторые богатые иноземцы за собственный счет построят в Рф автодром и сами все организуют. Обязано быть как раз напротив».

Крайняя попытка

Итак, в один момент Лужков и его команда узнали, что должны сами находить средства на промоутерский взнос и фактически на стройку трассы, которое оценивалось как минимум в $ 100 млн. Естественно, средств таковых не было. Но проект не погиб: Антюфеев и заместитель мэра Иосиф Орджоникидзе перезапустили процесс, придумав теорию под заглавием «Северное Монако». Рядом с трассой должны были выстроить целый ряд спостроек — казино, рестораны и так дальше. Предполагалось, что бизнесмены в обмен на коммерческую недвижимость вложатся в стройку самого трека.

На месте «Острова мечты» должны были построить трассу Ф-1. Всё испортили советники Лужкова

В сентябре 2002 года был представлен обновлённый проект автодрома, чья длина выросла до 4,5 км. Стартовая ровная переехала с запада на юг, а в целом ворох высокоскоростных поворотов вновь не обещал захватывающей борьбы.

Но бог с ней, со зрелищностью — самое основное, что обнародование обновлённого проекта сделалось крайней страничкой в истории столичного Гран-при. В скором времени правительство Москвы официально отказалось от планов принять шаг Формулы-1, возможно, так и не обнаружив личных инвесторов на настолько драгоценную стройку. Здесь же появился новейший проект в Подмосковье, который, естественно же, тоже не был реализован. Ожидать первого в истории Гран-при Рф Формулы-1 пришлось ещё 12 лет.

Новости спорта

Добавить комментарий

Нажимая кнопку "Комментировать", Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.