Автоспорт

Опасные полёты «Мерседеса». Почему немецкие прототипы начали взлетать в воздух в Ле-Мане?

3
Новости спорта

Опасные полёты «Мерседеса». Почему немецкие прототипы начали взлетать в воздух в Ле-Мане? Ошибка в расчётах инженеров просто могла привести не попросту к провалу, а к катастрофы.

Сейчас исполняется 21 год со денька старта «24 часов Ле-Мана» 1999 года. Эта гонка могла запомниться триумфом «БМВ» либо очередной неудачей «Тойоты», но основным событием уик-энда стали сходу три полёта прототипов Мерседес LCR, причём будущий пилот Ф-1 взлетал в воздух два раза. Вспоминаем мощнейший провал германской команды.

Новейший CLR

К «24 часам» 1999 года инженеры «Мерседеса» сделали новейший макет CLR, который пусть и был частично основан на прошлогоднем CLK-LM, но значительно различался от него. Немцы стремились выдавить при проектировании максимум, при всем этом помня о неминуемом ле-мановском компромиссе: тут нужна как хорошая наибольшая скорость на длинноватых прямых, так и достаточная прижимающая сила в поворотах.

Решение задачи инженеры узрели в наибольшей ставке на генерацию прижимающей силы при помощи днища. Чтоб оно создавало как можно больше «держака», решили уменьшить колёсную базу, что дозволяло прирастить размеры фронтального и заднего свесов — это ещё выйдет пилотам «Мерседеса» боком во время марафона…

Меж тем насыщенная тестовая программка не сигнализировала о каких-то просчётах: новейший макет был надёжен и довольно резв. Вот лишь испытания не могли ни обеспечить сопоставления с соперниками, ни протестировать макет в критериях обычно серьёзного ле-мановского трафика.

Уэббер отчаливает в полёт

Всё пошло не так уже во время гоночной недельки во Франции. Во-1-х, CLR оказался недостаточно резв — по последней мере, в квалификационном режиме. Но ужаснее было не это: инженеров куда больше озаботила странноватая трагедия молодого Марка Уэббера в четверг. Инцидент не попал в объективы видеокамер, но сам австралиец сказал, как передняя часть макета в один момент оторвалась от асфальта на прямой перед поворотом «Индианаполис». Кар опосля кульбита приземлился на колёса и застыл.

В тему:  Опубликованы результаты расследования гибели гонщика «Формулы-2»

«Всё вышло весьма стремительно, — вспоминал австралиец в собственной автобиографии. — Было похоже на взлёт самолёта. Я подступал к скорости в 300 км/ч, стукнул по тормозам, но было очень поздно. Я мог созидать небо, позже землю, позже опять землю». Но инженеры «Мерседеса»… не поверили собственному пилоту! «Их ответ? «Нет, такового не могло произойти, машинка не могла просто взять и перевернуться».

Марк не получил в трагедии серьёзных травм и к деньку гонки «Mercedes» смог вернуть макет — но только для того, чтоб на разминке он вновь взмыл в воздух, причём снова под управлением Уэббера! На этот раз инцидент произошёл на очах у всего мира. Австралиец двигался сзади «Audi» Франка Билы, когда «Mercedes» поначалу оторвал от асфальта передок, а позже на сто процентов взлетел и перевернулся, находясь в воздухе.

«В моей голове были две мысли, — снова вспоминает Уэббер. – 1-ая касалась команды: что эти чёртовы мужчины делают, предоставляя мне такую машинку? И 2-ая: навряд ли мне снова так повезёт, не желаю, чтоб мне было больно; желаю, чтоб всё стремительно завершилось».

Вопреки всему австралиец вновь не пострадал и даже сам выкарабкался из макета. Было понятно, что его экипаж не воспримет роли в гонке, но как насчёт 2-ух оставшихся машин «Мерседеса»? Вопреки ожиданиям соперников и журналистов, немцы не сняли экипажи и вышли на старт!

Ньюи был против…

Естественно, какие-то меры были приняты. Впереди были установлены доп крылышки (вначале они предназначались для дождевых критерий), которые должны были значительно прирастить прижимающую силу на носу.

Опасные полёты «Мерседеса». Почему немецкие прототипы начали взлетать в воздух в Ле-Мане?

Фото: Frank Peters/Bongarts/Getty Images

Не считая того, мерседесовцы в панике звонили в Канаду Эдриану Ньюи — молвят, технический директор «Макларена» рекомендовал сняться с гонки, но его не послушались. Инженеры возлагали надежды, что неувязка могла касаться лишь того макета, который уже два раза попал в трагедию — с остальными же этого не происходило. Своим пилотам команда отдала советы избегать слипстримов. Гонщики вздохнули и направились на старт.

В тему:  Коллегия ЕЭК продлила срок выдачи бумажных ПТС

И сначала чудилось, что всё не так плохо. 1-ые 75 кругов прошли без происшествий, экипаж Кристофа Бушу, Ника Хайдфельда и Питера Дамбрека вышел на третье пространство. Находившийся за рулём Дамбрек двигался резвее представителей «Тойоты» и готовился побороться за вторую позицию. Но здесь Питер на подъезде к всё тому же «Индианаполису» всё-таки попал в «воздушный мешок» сзади соперника — и полетел.

Дамбреку подфартило меньше, чем Уэбберу: «Mercedes» австралийца два раза шлёпался на гоночный асфальт, в то время как макет англичанина отнесло на лево — в лес рядом с трассой. Это было весьма небезопасно, одно из деревьев даже пробило днище и вошло в кокпит, но аккурат меж гонщиком и топливным баком.

«Я узрел небо, а позже случился провал в памяти до момента, когда я лежал на носилках — говорил позже Дамбрек. — Я ужаснулся: могу ли я ощущать свои руки и ноги? Они желали, чтоб я не двигался, боясь травмы позвоночника, но мне дозволили пошевелить руками и пальцами ног. Я попробовал — и всё было в порядке Я тогда ещё был достаточно молод: ни супруги, ни малышей. Ты хочешь больше рисковать — и я много рисковал. Я делал всё, что желал, и избежал последствий».

Вновь пилот не пострадал! Так либо по другому, опосля третьего полёта за гоночный уик-энд «Mercedes» мгновенно снял с гонки оставшийся экипаж Бернда Шнайдера, Франка Лагорса и Педро Лами. С того времени немцы в Ле-Ман не ворачивались.

Опасные полёты «Мерседеса». Почему немецкие прототипы начали взлетать в воздух в Ле-Мане?

Фото: Darrell Ingham/Getty Images

Так что пошло не так?

Официально предпосылки трагедии так и не названы, но некоторый консенсус достигнут. «Mercedes» перемудрил с недлинной колёсной базой и ставкой на генерацию прижимающей силы при помощи днища, а не аэродинамических частей на корпусе. Из-за недлинной базы макет покачивался на прямых, и в момент еще одного наклона вспять (он усиливался благодаря мягеньким пружинам задней подвески) под переднюю часть машинки попадало очень много воздуха. В которой-то момент подъёмная сила оказывалась очень высочайшей, и макет — который становился «легче» в воздушном мешке сзади конкурента – отчаливал в полёт.

В тему:  Третий пилот команды "Уильямс" Кубица подтвердил переговоры с "Феррари"

Любопытно, что опосля такового провала головы в «Мерседесе» не полетели — всё управление осталось на собственных местах. Видимо, сказалось отсутствие пострадавших. Что все-таки до 2-ух пилотов, то они отнеслись к трагедиям совершенно по-разному. Уэббер был весьма зол на команду и пообещал себе больше никогда не садиться в макеты — но опосля ухода из Формулы-1 нарушил зарок и провёл несколько сезонов в составе «Порше». А Дамбрек продолжил сотрудничество с «Мерседесом» в серии DTM, где стал бронзовым призёром в сезоне-2001.

Опасные полёты «Мерседеса». Почему немецкие прототипы начали взлетать в воздух в Ле-Мане?

Фото: Darrell Ingham/Getty Images

«Когда дело дошло до продления договора, то мне предложили пойти в DTM, хотя борьба за эти места была горячей. Может быть, без данной нам трагедии мне бы не сделали такового предложения», — представил пилот.

Гонщик осознаёт, что полёт в Ле-Ман стал основным событием в его карьере и при встрече время от времени шутливо представляется: «Привет, меня зовут Питер Дамбрек и я могу летать».

Новости спорта

Добавить комментарий

Нажимая кнопку "Комментировать", Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.