Хоккей

«Легче построить новую». Выводы из экспертизы «Арены-Омск» для чайников

63
Новости спорта

«Легче построить новую». Выводы из экспертизы «Арены-Омск» для чайников

Были допущены серьёзные ошибки при строительстве и эксплуатации.

На днях «Авангард» опубликовал документ, которого все ждали – выводы экспертизы технического состояния «Арены-Омск». Информация в этих выводах выглядит неутешительно, и «Чемпионат» решил обратиться к специалисту, чтобы он объяснил доступным языком, что произошло с многострадальной ареной, которая вдруг стала не просто непригодна для проведения матчей, но даже опасна.

Сергей Хабинец работал главным инженером при строительстве второй очереди АЭС в Сосновом Бору, а также Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга (дамбы). Кроме того, он был главным инженером на железобетонном заводе итальянской фирмы Cemental. Мы по пунктам разобрали документ, опубликованный на сайте «Авангарда».

Хабинец обозначил три основные причины, которые в комплексе привели к аварийному состоянию здания. Во-первых, геология, то есть грунтовые воды подмыли грунт, на котором стоит здание. «Арена-Омск» находится рядом с Иртышом, вероятность близка к 100%. При смещении пород всё оседает и не выдерживает нагрузки. Перед разработкой проекта строительства геологи бурят скважины в грунте, изучают породу в лаборатории и дают заключение. В зависимости от грунта выбирается тип фундамента. Об этом в опубликованных выводах вообще ничего не говорится. Вторая причина вытекает из первой – неправильное проектирование. Третья – брак при выпуске железобетонных изделий. Даже в случае усадки грунта, если бы делали всё по проекту и соблюдали технологию, таких разрушений бы не было.

Эта система закладывается при строительстве, она может быть разных видов, либо стенные репера, либо струнные датчики. В 2007 году уже существовала технология, когда в конструкции закладывались струнные датчики. Они подключаются к компьютеру, после чего делаются контрольные замеры. Система мониторинга должна была обнаружить трещины на ранней стадии, почему на это не обращали внимания в течение первых лет эксплуатации, непонятно. Такие проблемы, как у этого здания, должны были появиться вскоре после строительства.

В тему:  Хоккеистки ответили американцу на слова об уродстве россиянок

Если система не работает, инженер по эксплуатации здания должен сам следить за появлением трещин, сначала они очень тонкие, как волосок. На них ставится маячок — цементно-глиняная печать. Эти печати мониторят раз в неделю. При осадке трещина рвёт маячок, тогда замеряется глубина и ширина трещины, на основании этих данных делают вывод, когда может быть обрушение. В этом случае инженер по эксплуатации здания не выполнил свои прямые обязанности.

Это брак железобетонного завода. Проектировщик рассчитывает схему всех конструкций, закладывает в проект арматуру по нормам, класс бетона. Завод должен по проектным данным выпускать изделие. Если были нарушения, непонятно, почему их не выявил технадзор.

Судя по всему, при строительстве делали свайное поле, а надо было ставить мощную плиту, после этого уже строить. То, что оголовки колонн сместились, – это катастрофа.

Судя по всему, речь идёт о кровле, бетонирование производилось непосредственно на стройке. Холодные швы надо обрабатывать, чтобы не было разрушений. Это опять к вопросу об эксплуатации здания.

Самые мощные нагрузки – от снега и при заполнении арены зрителями. Но они просчитываются при проектировке, причём в проект закладываются нагрузки с увеличенным коэффициентом. Раз идёт разрушение, значит, при строительстве были использованы некачественные изделия.

Проектировщик также мог неправильно просчитать нагрузку, и тогда завод выпустил изделия по неправильным параметрам. Чем больше металла в конструкции, тем она прочнее.

Мониторинг таких зданий, как спортивная арена, должен проводиться постоянно, с момента постройки. Получается, что мониторинг не вёлся, отсюда такие проблемы. Может, хотели сэкономить, а теперь арена разваливается.

Есть ли смысл реконструировать?

На плиты можно поставить опалубку, заармировать и увеличить количество бетона, толщина стен при этом существенно увеличится и должна будет выдерживать нагрузку. Но железобетонные балки придётся демонтировать либо продублировать их металлическими. Стоимость таких работ будет очень высокая, около $ 150 млн. Я бы не рискнул такое делать, легче разобрать и построить новое, так и безопаснее. Реконструкция здания в таком состоянии – большая ответственность.

Новости спорта

Добавить комментарий

Нажимая кнопку "Комментировать", Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.